«Хаски» – российская субмарина пятого поколения (5 фото). Лучшие многоцелевые АПЛ четвёртого поколения Тихая и с роботами

Новостей со словом "продолжаются" не бывает. Новость — это свершившееся событие. А "продолжается" — это длящееся действие, то есть не событие никак.
Однако заявление главнокомандующего Военно‐морского флота России Владимира Королёва событием стало. Хотя это именно он произнёс слово "продолжаются". Потому что нечасто на таком уровне подтверждается, что новое, пятое, поколение отечественных подводных лодок — уже не дискуссия, а процесс.

Работы продолжаются, и это хорошо

"Продолжаются работы по созданию следующего, пятого, поколения атомных подводных лодок", — заявил главком. И... сразу перешёл на подлодки четвёртного поколения, которых сейчас, по его словам, строится целых 11 единиц!

Главнокомандующий Военно‐морского флота России Владимир Королёв. Фото: Kuleshov Oleg / Shutterstock.com

Такая лапидарность, по словам источника "Царьграда" в военно-морской области, объясняется достаточно просто: даже если бы создание нового поколения субмарин не было окружено совершенно законной густой вуалью секретности, то рассказывать было бы особо и нечего. Потому что работы по обоим имеющимся проектам лодок 5-го поколения находятся на стадии проектирования, и что получится в конечном итоге, видно пока в довольно общих чертах.

Это проекты "Хаски" — по атомной многоцелевой подлодке и "Калина" — по обычной. Известно про них немного — что про ту, что про другую.

Первое обязывающее заявление об их разработке прозвучало ещё в 2013 году от генерального директора ЦКБ "Рубин" Игоря Вильнита. Он и сообщил, что его конструкторское бюро приступило к работе над проектами как атомных, так и неатомных субмарин 5-го поколения.

Потом долго стоял "белый шум" вокруг этих работ: должностные лица самого разного ранга говорили то одно, то другое, то шли научно-исследовательские работы "по определению облика" подлодки, то приступили к проектированию, то появились свои проекты у конкурента "Рубина" — конструкторского бюро "Малахит". Одно было понятно: высказывания эти, в общем, находились в одном "облаке" — работы идут. То есть "продолжаются".

Конкретику можно разглядеть в облаке

В этом расплывчатом информационном облаке постепенно сложились облачные же и расплывчатые представления о двух основных направлениях работ по лодкам 5-го поколения.

Проект "Хаски" задуман под атомные подводные лодки двух вариантов: противолодочный с противолодочными же ракетами "Калибр" и противокорабельный с гиперзвуковыми ракетами "Циркон". Речь шла о корабле в 12 тысяч тонн водоизмещением, двухкорпусном, малошумном и маловидимом, с новейшими средствами связи и обнаружения.
Ходили также слухи, что такие подлодки 5-го поколения будут унифицированы под использование как крылатых, так и баллистических ракет.

Запуск ракеты "Калибр". Фото: www.globallookpress.com

Однако один из виднейших военно-морских экспертов России, председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ) Михаил Ненашев лишь посмеялся в разговоре с "Царьградом" над подобными, по его словам, "фантазиями". "Баллистические ракеты для многоцелевой подлодки «Хаски» — это абсурд, — отметил он. — Что же до того, что её якобы планируют сделать модульной для двух вариантов — многоцелевого и стратегического, — то в советский период был такой опыт. Но потом от него отказались, признав неэффективным".

Что же касается второго проекта, "Калина", то тут источники в ВМФ называли прессе даже год, когда она уже будет заложена, — 2018-й, нынешний. Эта лодка должна будет оснащаться воздухонезависимой силовой установкой, то есть такой, которая не будет испытывать потребность во внешнем кислороде. По-научному говоря, анаэробная установка. Причём шумность её, как утверждается, будет сопоставима с природным фоном океана.

Кроме того, тоже обещается "принципиально новый комплекс" радиоэлектроники, навигации и управления вооружением. В итоге лодка будет сочетать серьёзную боевую мощь с большим запасом хода и крайней малозаметностью. Этакая подводная кошка, которую не услышишь, а услышишь — не поймаешь, а если поймаешь, то она вся покажется состоящей из когтей и зубов.

В общем, надо признать, что и известная широкой публике конкретика по подлодкам 5-го поколения конкретна не более рожиц, которые рисуют и тут же стирают шаловливые облака в небесах.

Трудно сказать, что будет, потому что трудно сказать, что нужно

Фото: www.globallookpress.com

Дело тут не только в секретности. Основная проблема в том, что никто не представляет себе точно характера будущей войны на море. Для, скажем, такой, какой она до сих пор всем виделась, нужны исполнители эволюционного характера. Хоть 5-го, хоть 6-го, хоть 10-го поколения, но это те же подводные чудовища, до предела уменьшающие свою слышимость и увеличивающие свой потенциал и возможности обнаружения противника. Может, они будут в конечном итоге издавать звуки планктона, хлюпающего в пластинах уса синего кита. А противника обнаруживать с помощью прикомандированных к экипажу экстрасенсов. Но они будут всё теми же старыми добрыми подводными кораблями, где наливают стакан красного вина для поднятия тонуса экипажа.

Но есть предположения о буквально наваливающемся революционном пути развития будущего подводного флота, исходя из небеспочвенных, как многие признают, подозрений аналитиков, что сама подводная война будет совсем не такой, какой представлялась ранее. А именно: война будет сродни нынешней сухопутной, где друг за другом охотятся мелкие подразделения, которые тем не менее исполняют вполне монолитные задачи.

Ибо сетецентричны: все отдельны друг от друга, но все — в одной управляемой информационной системе, где сам начальник генштаба может сидеть у солдата в ухе и смотреть на бой его глазами через камеру в каске, танк будет отыскивать противника при помощи беспилотника, а прицеливаться в него через спутник. Одновременно отплёвываясь от "умных" бомб зарядами активной защиты, а самолёт над ним будет глушить его волю к сопротивлению средствами РЭБ.

Отчего не может такой же сетецентрической войны развернуться и на море? Стая относительно мелких лодок, а то и лодок-роботов летают себе под водой стаями, как какая-нибудь селёдка, каждая выполняет часть своей задачи, а все вместе — нет, не селёдки. Пираньи.

И чем станут тогда подводные крейсера, как не обречёнными жертвами? Может быть, в этом — путь к 5-му поколению? Не киты, а акулы в идеале?

Михаил Ненашев по этому поводу склоняется ко второму варианту. "По оценкам разных экспертов, с которыми я разговаривал, — рассказал он «Царьграду», — уже через 10-15 лет можно ожидать разработок совершенно на других основах. Это будет связано с развитием беспилотников, киберпространства, робототехники. По этому пути создатели вооружений и военно-морской техники двигаются уже сегодня".

Другой собеседник "Царьграда", уже не раз доказывавший свою высочайшую компетентность, высказал не то что более пессимистичную, но более неопределённую оценку будущего. Или определённую — как посмотреть.

Сегодня никто точно ничего сказать не может относительно характера будущей войны и будущей военной техники, — заявил он. — Пока нет войны, предполагать можно что угодно. Но всё покажет война — и какой она будет, и что она потребует".

МОСКВА, 20 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Высокие скрытность и автономность, топовое радиоэлектронное оборудование и мощнейший комплекс ударного вооружения с гиперзвуковыми противокорабельными ракетами "Циркон". Главком ВМФ России адмирал Владимир Королев в среду планирует ознакомиться с аванпроектом перспективной атомной подлодки пятого поколения "Хаски", разработанным Петербургским морским бюро машиностроения "Малахит". Ожидается, что в будущем именно эта субмарина станет преемницей многоцелевых "Щук" и "Ясеней", стоящих сегодня на вооружении флота. О том, чем будет интересна "Хаски", — в материале РИА Новости.

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Аванпроект АПЛ "Хаски" вскоре представят главкому ВМФ. Предполагается, что субмарину, строительство которой запланировано на 2018-2025 годы, вооружат гиперзвуковыми крылатыми ракетами.

Пока на стапелях "Севмаша" высятся корпуса новых "Ясеней", а Центр судоремонта "Звездочка" модернизирует советские "Щуки-Б", на флоте и в отрасли прекрасно понимают: пора смотреть чуть дальше, за горизонт. Проектирование многоцелевой АПЛ пятого поколения идет полным ходом. Научно-исследовательская работа по проекту завершится в 2018-м, при этом средства на строительство уже заложены в госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы.

Гиперзвуковой арсенал

Судостроительные предприятия готовы заняться новой лодкой сразу же после достройки серии "Ясеней". По словам заместителя главкома ВМФ вице-адмирала Виктора Бурсука, первую "Хаски" заложат в 2023-2024 годах. Достроить и сдать ее флоту планируется на рубеже 2030-го. Даже по тем обрывочным данным, которые появляются в открытом доступе, очевидно, что засекреченный проект с научно-технической точки зрения будет революционным.

По сведениям из открытых источников, "главным калибром" новейшей российской субмарины станет "Циркон" — ударный корабельный ракетный комплекс 3К-22 с гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22, испытания которого уже ведутся. Созданием комплекса занимаются специалисты подмосковного предприятия "НПО машиностроения". Как и в случае с самой лодкой, работы по "Циркону" носят закрытый характер. Известно лишь, что ракета будет способна разогнаться до 5-10 Махов и доставать цели на дальностях 300-500 километров. Для сравнения: сейчас на вооружении ВМФ России стоят противокорабельные ракеты со скоростями максимум 2-2,5 Маха.

"Угрозы против нас все плотнее, ярче и опаснее, — подчеркивает адмирал Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом. — Надо чем-то отвечать. Я сторонник симбиоза, чтобы многоцелевая лодка была максимально универсальной. Она должна обладать надежной системой обнаружения и системой применения оружия. Особенно на дальних расстояниях. Кроме того, нужно уметь получать целеуказания не только с собственных средств, но и из космоса или, к примеру, от авиации".

Проект АПЛ пятого поколения "Хаски"


По оценкам ряда зарубежных и российских экспертов, "Цирконы" способны одним своим появлением на вооружении российского ВМФ поставить жирное многоточие под Военно-морской доктриной Вашингтона, основанной на применении авианосных ударных групп. В частности, обозреватель издания National Interest Себастьян Роблин считает "Цирконы" гораздо более опасными ракетами, чем советские "Граниты", которые по классификации НАТО именуются как Shipwreck ("Кораблекрушение").

Как отмечает Комоедов, с распадом СССР глобальный баланс сил в Мировом океане серьезно изменился, причем отнюдь не в пользу России. Если Советский Союз еще мог противопоставить авианосным ударным группам США подводные атомные крейсера "Антей" и дальнюю морскую ракетоносную авиацию, то сейчас сдерживающих аргументов почти не осталось. По мнению Комоедова, отечественный флот нуждается в новых многоцелевых АПЛ, причем вооруженных не дозвуковыми "Калибрами", а мощными сверхзвуковыми ПКР.

"Дозвуковая ракета наблюдается и дальше, и дольше, — сказал адмирал РИА Новости. — И значит, воздействовать по ней проще. Если таких подводных лодок не будет или их будет мало, то мы не сможем провести ни отдельную морскую операцию, ни создать группировку для борьбы с авианосцами. Глубина обороны авианосца в океане — 1500 километров. На переходе они надежно прикрыты под водой, над водой и в воздухе. В Атлантике и Тихом океане у США полное господство, а у нас там, к сожалению, негде даже чалки бросить".

Тихая и с роботами

Пожалуй, ключевым отличием "Хаски" от атомоходов предыдущих поколений станет беспрецедентно низкая акустическая заметность. По словам Бурсука, в этом смысле новая лодка переиграет "Ясени" и "Щуки" как минимум в два раза. Хотя они считаются едва ли не самыми тихими в мире. В частности, на "Щуках" применена система двухкаскадной амортизации — все "шумящие" внутренние механизмы установлены на амортизированных фундаментах, блоки и агрегаты отделены от корпуса лодки специальными резинокордными пневматическими амортизаторами. А принятый на вооружение в 1996 году усовершенствованный "Вепрь" имеет активные системы уменьшения вибрации энергоустановки. В НАТО ее прозвали Akula-2. Новые "Ясени" шумят и того меньше.

При создании субмарины пятого поколения планируется широко использовать композитные материалы, отличающиеся малым удельным весом, высокой прочностью и устойчивостью к условиям агрессивной морской среды. Благодаря продвинутой электронно-компонентной начинке, а также автоматизации многих алгоритмов управления кораблем и оружием, "Хаски" получится довольно компактной и сможет одновременно сопровождать большое количество целей. По словам начальника сектора робототехники "Малахита" Олега Власова, субмарину планируется начинить робототехническими комплексами военного, специального и гражданского назначения, которые смогут работать как в воде, так и в воздухе.

Стоит отметить, что многие современные автоматизированные комплексы российские конструкторы начали отрабатывать уже на субмаринах четвертого поколения. К примеру, численность экипажа новой АПЛ проекта 885А "Ясень-М" — всего 64 человека против 100-120 у американских многоцелевых "Сивулфов" и "Вирджиний". Предположительно, экипаж "Хаски" еще сократят.

Чтобы добиться снижения стоимости серийных кораблей, уже на этапе ОКР закладываются серьезные возможности по унификации. В первую очередь — за счет широкого применения конструктивных решений и технологий, отработанных на других проектах, в том числе при создании лодок стратегического назначения.

Атомные многоцелевые

Строить АПЛ пятого поколения начнут после сдачи серии из семи многоцелевых подлодок проекта 885 "Ясень", которые планируется ввести в боевой состав ВМФ до 2023 года. Головная АПЛ "Северодвинск" уже в строю. Второй корабль — "Казань" — спущен на воду и проходит испытания. Флоту его передадут в 2018-м. В отличие от "Северодвинска", "Казань" построена по усовершенствованному проекту "Ясень-М" (885М). На вооружении — мины, торпеды 533 миллиметра, крылатые ракеты "Калибр-ПЛ" и более мощные П-800 "Оникс", предназначенные для ударов по крупным надводным целям.

"Мировая война сегодня маловероятна, — убежден член Морской коллегии при правительстве, экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов. — А вот вероятность региональных конфликтов, вроде Сирии, достаточно высока. И с учетом этого стратегического прогноза многоцелевые подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами различных модификаций, имеют колоссальное значение. Ведь они могут работать не только по земле, но и по надводным целям. Вот взять тот же "Ясень": прекрасная лодка, чистый XXI век. В ней есть все, что нужно. Я бы мечтал на такой послужить".

Согласно Военно-морской доктрине России, именно эти субмарины станут главным ударным ядром многоцелевых подводных сил флота вплоть до поступления первых "Хаски". Также командование пока не спешит списывать многоцелевые лодки проекта 971 "Щука-Б" и подводные ракетные крейсеры проекта 949А "Антей". Они исправно несут службу на Северном и Тихоокеанском флотах.

По мнению адмирала, время грандиозных морских баталий и дуэлей линкоров безвозвратно кануло в прошлое, уступив место новой стратегии применения сил флота. Сейчас самое ценное качество боевых и кораблей и их оружия — универсальность. "Носители универсальных крылатых ракет — сегодня крайне необходимая составляющая при строительстве ВМФ", — подчеркнул Попов в беседе с РИА Новости.

По данным, приведенным в докладе Международного института стратегических исследований (IISS) The Military Balance, сегодня в атомную многоцелевую подводную группировку России входят один "Ясень", 11 "Щук", пять "Антеев", две АПЛ "Кондор" проекта 945А и три — проекта 671РТМ ("Щука" второго поколения). Несколько лодок 971-го проекта сейчас проходят глубокую модернизацию с перевооружением на крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". Также до 2025-го планируется обновить четыре "Антея", вооруженных мощными, но устаревшими противокорабельными ракетами П-700 "Гранит". С лодок снимут пусковые установки "Гранитов" и вместо них установят оборудование под современные "Калибры" и "Ониксы". Реставрацией "Антеев" займется петербургское ЦКБ "Рубин".

Таким образом, можно ожидать, что первые "Хаски" подводный атомный многоцелевой флот встретит уже в обновленном и заметно помолодевшем составе.

© Фото: СЕВМАШ Подводная лодка проекта "Ясень-М"


Проект атомной подводной лодки пятого поколения «Хаски» – одна из самых амбициозных военных программ современной России.

В последнее время информации о перспективном российском авианосце стало меньше. И это неудивительно. В условиях постоянных экономических трудностей такой корабль выглядит слишком дорогой «игрушкой». Куда дешевле строить АПЛ (атомные подводные лодки). Возможно, именно поэтому в прессе все чаще говорят о проекте российской подводной лодки с обозначением «Хаски». Интерес к этой субмарине велик еще и потому, что она может стать первой в истории подводной лодкой пятого поколения.

Здесь, впрочем, нужно внести ясность. Что такое поколения АПЛ? В отличие от истребителей пятого поколения, которые уже вовсю летают, лодок пятого поколения еще нет. А самым последним считается четвертое поколение. Такие АПЛ отличаются главным образом еще большей малошумностью. Это достигается за счет размещения гребных винтов в кольцевых насадках или использования водометных двигательных установок. Кроме того, инженеры широко применили звукопоглощающие покрытия нового типа и ряд других мер, резко снижающих шансы на обнаружение таких лодок. Вообще, именно шумность субмарины ставят во главу угла. Лодка будет жить столько времени, сколько сможет оставаться необнаруженной. Уйти от преследования, конечно, можно, но это (с учетом развития противолодочных средств) довольно тяжело.

Первой в истории субмариной четвертого поколения стал легендарный американский «Сивулф». Его ввели в строй в 1997-м. Правда, из-за высокой цены были построены только три такие АПЛ. Иначе сложилась судьба «Вирджинии»: таких многоцелевых подлодок четвертого поколения хотят построить около 30.

Россия в этом смысле несколько отстала от США. Первая российская лодка четвертого поколения вошла в строй ВМФ только к концу 2000-х годов. Речь идет о стратегическом ракетоносце К-535 «Юрий Долгорукий» – головном корабле проекта 955 «Борей». Еще позже была введена в строй первая российская многоцелевая АПЛ четвертого поколения проекта 885 «Ясень». Сейчас ВМФ имеет лишь одну такую субмарину, а всего их планируется восемь.

«Хаски» строит глазки

Вообще, именно проект 885 нужен для понимания того, какой будет российская подводная лодка будущего. В «идейном» смысле она, скорее всего, станет правопреемницей «Ясеня». Вероятно, внешне АПЛ «Хаски» будет похожа на эту субмарину.

Одно из первых конкретных упоминаний о новой лодке датируется 2013-м. Именно тогда главком ВМФ России (ныне экс-главком) Виктор Чирков заявил, что серийный выпуск подводных лодок 5-го поколения начнется в России после 2030 года.

Сначала специалисты окончательно определят облик будущей ПЛ. В марте 2016 года в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявили, что уже вовсю работают над этим вопросом. «В настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается ТТЗ для выполнения эскизного проектирования корабля», – сказал представляющий ОСК источник. В корпорации также намекнули, что новая ПЛ будет меньше по размеру, чем ныне действующие субмарины (включая «Ясень»). Вероятно, это будет достигнуто за счет еще большей автоматизации и уменьшения численности экипажа. Предполагается, что формирование облика и создание эскизного образца удастся завершить в течение двух лет. Кораблестроители не планируют вариант с полностью титановым корпусом, но элементы из титана присутствовать будут.

Свои предположения насчет «Хаски» недавно высказал известный американский военный эксперт Дейв Маджумдар. Он полагает, что новую российскую АПЛ оборудуют реактором с жидкометаллическим теплоносителем. Такие реакторы на свинцово-висмутовом сплаве устанавливались на советских субмаринах проекта «Лира» и были образцами передовых разработок. «Лиры» превосходили все остальные атомные ПЛ по части скорости и маневренности, однако требовали особого обслуживания. Маджумдар отмечает, что атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем гораздо производительнее и компактнее, чем водо-водяные. Установка такого реактора позволит сделать лодку компактной, однако потребует создания специализированных портовых систем.

Модель АПЛ проекта 705К «Лира» / ©Karopka

Сейчас новую лодку разрабатывает конструкторское бюро «Малахит». Отметим, что именно силами этого КБ была создана «Лира». Что же до вооружения «Хаски», то уже известно, что им, в частности, станет создаваемая ныне гиперзвуковая ракета «Циркон». Скорость этого изделия будет превышать скорость звука в 5–6 раз. Это очень важно, ведь в данном случае перехватить пущенную ракету будет очень и очень тяжело.

Как известно, авианосцы действуют в составе АУГ (авианосная ударная группа), имеющей прекрасную противовоздушную оборону. Однако наличие у «Хаски» ракет «Циркон» может существенно затруднить жизнь американских моряков. Придется как минимум пересмотреть тактику защиты АУГ. Дальность действия ракеты составляет 400 км. Это немало, хотя и несколько меньше, чем у старой крылатой противокорабельной ракеты П-700 «Гранит». Последние, в частности, используются на субмаринах проекта 949А «Антей», главной задачей которых является борьба с авианосцами.

Не только «Хаски» получит новую гиперзвуковую ракету. Еще раньше ею хотят вооружить атомный ракетный крейсер «Петр Великий», который иногда называют «убийцей авианосцев». Эта же ракета пополнит арсенал его близнеца – «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Кстати, 17 марта этого года стало известно об успешном испытании ракеты «Циркон» на одном из российских полигонов. Так что шансы на то, что «Хаски» получит достойное оружие, довольно высоки. Простым смертным, увы, «Циркон» не показали, но раньше выдвигалась версия, что данная ракета может иметь много общего с российско-индийской ракетой BrahMos-II. Кроме гиперзвуковых ракет новая лодка, очевидно, получит новые мины и торпеды, а также аппаратуру, позволяющую эффективно отслеживать вражеские АПЛ.

Два в одном

В апреле 2016 года стала известна, возможно, главная особенность «Хаски». По словам главы ОСК Алексея Рахманова, новая АПЛ будет объединять в себе возможности многоцелевой и стратегической подлодки. «Это будет лодка, которая будет унифицирована – стратегической и многоцелевой по ряду своих ключевых элементов», – заявил он.

Данная информация чрезвычайно важна: сейчас атомные субмарины четко разграничивают по спектру решаемых задач. Стратегические подлодки несут баллистические ракеты на борту и в случае ядерной войны должны будут стереть с лица земли города и страны. Задачи многоцелевых лодок более «гуманны». Такие ПЛ нужны для уничтожения надводных кораблей/субмарин, разведки, а также нанесения ударов по наземным целям высокоточным оружием.

Описанная Рахмановым унификация преследует одну цель: сделать проект более дешевым. Действительно, создание одной субмарины, которая сменит и «Ясень» и «Борей», потребует намного меньше капиталовложений, чем проектирование двух лодок. С другой стороны, новую субмарину, как правило, позиционируют именно как «многоцелевую». Поэтому пока еще не совсем понятно, каким именно будет новый корабль по своему назначению.

Кстати, Россия не единственная страна, которая трудится над созданием перспективных атомных подлодок. Похожие работы ведутся и в США. Перед американцами, правда, стоят более конкретные задачи: они хотят заменить стремительно устаревающие стратегические подлодки третьего поколения типа «Огайо». Новым носителем баллистических ракет станет SSBN-X. Эта субмарина не позиционируется как лодка пятого поколения, так что Россия в теории может стать технологическим лидером в этой отрасли. Своего рода «законодателем мод». При этом количественно американские ВМС все равно будут превосходить флот России. Не нужно забывать, что одних только многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес» у американцев сейчас примерно 40 единиц. Они, конечно, старые, но вскоре их заменят десятки новых «Вирджиний». В таких реалиях аналог «Хаски» США может быть попросту не нужен.

Самые современные атомные и дизель-электрические подводные лодки, пополняющие состав военно-морского флота, относят к условному четвертому поколению. При этом конструкторы-судостроители не теряют времени и занимаются проработкой вопросов, связанных с дальнейшим развитием подводного флота и созданием кораблей следующего пятого поколения. По имеющимся данным, к настоящему времени российские конструкторские бюро уже успели выполнить часть необходимых работ и в известной мере приблизить момент появления подлодок пятого поколения.

Теория поколений

Современная система разделения подводных лодок охватывает проекты, созданные после окончания Второй мировой войны. Именно в этот период в сфере подводного кораблестроения начали внедрять целый ряд принципиально новых технологий, самым положительным образом сказавшихся на характеристиках и возможностях готовой техники. В дальнейшем субмарины получали новые приборы и устройства, иное вооружение и т.д. Все это приводило к качественному росту и, как следствие, к формированию следующего поколения.

Впрочем, необходимо отметить, что разделение подлодок на поколения имеет условный характер. Каких-либо общепринятых и четко установленных критериев не существует, и в разных странах могут использоваться отличающиеся определения. Несмотря на такие проблемы, классификация с разделением на поколения в известной мере упрощает анализ развития подводных флотов. Кроме того, понятие поколений может использоваться для демонстрации технологических достижений или в целях рекламы.

Сейчас в нашей стране строятся новые атомные подлодки проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей», а также дизель-электрические проектов 636 «Варшавянка» и 677 «Лада». Эти проекты принято относить к четвертому послевоенному поколению. Считается, что это поколение отличается от предыдущего повышением всех основных технических и эксплуатационных характеристик. Оно получило более совершенные цифровые радиоэлектронные системы и улучшенное вооружение. Наконец, использовались различные технологии, позволившие получить рекордно низкие показатели шумности.

К настоящему времени отечественные судостроители, в целом, сформировали основные требования к подлодкам следующего пятого поколения. Планируется продолжить сокращение физических полей и заметности для средств обнаружения, увеличить степень автоматизации бортовых систем и внедрить во все основные системы современные компоненты. Ожидается модернизация ядерных энергоустановок, в том числе с внедрением систем, не нуждающихся в перезарядке на всем протяжении службы. Должны быть усовершенствованы дизель-электрические системы и дойти до производства воздухонезависимые энергоустановки.

Известные и проверенные компоненты и идеи, а также варианты их развития станут основой новых проектов. Вместе с ними при создании подлодок предлагается использовать ряд совершенно новых идей и решений, пока не нашедших применения в реальных проектах. Именно такие новинки должны будут повысить все основные характеристики и возможности кораблей.

В последние годы неоднократно упоминалась возможность (а в некоторых случаях и необходимость) применения модульной архитектуры подлодки. Базой для подводного корабля предлагается сделать универсальную платформу с рядом общекорабельных систем, способную нести те или иные модули для решения разных задач. Таким образом, на основе унифицированной базы можно будет строить лодки разного назначения. За счет такого подхода планируется удешевить и упростить как строительство, так и последующую эксплуатацию. Также в некоторой мере упростится разработка новых модификаций и модернизация имеющихся кораблей.

Подлодка нуждается в развитых средствах обнаружения, позволяющих своевременно заметить противника и, при необходимости, первой выполнить атаку. В контексте пятого поколения ожидается дальнейшее развитие существующих гидроакустических, радиолокационных и оптических систем – обычных для современных подлодок. Одновременно предлагается оснащать новые корабли дополнительными робототехническими комплексами. На борту подлодки должны присутствовать безэкипажные подводные аппараты, способные вести разведку на некотором удалении от носителя. Применение таких разведчиков повысит ситуационную осведомленность подлодки, но при этом снизит вероятность ее преждевременного обнаружения.

Военные, ученые и инженеры неоднократно упоминали необходимость полноценного включения субмарины в общие информационно-управляющие структуры вооруженных сил. Однако в этой сфере имеется характерная проблема: при передаче или приеме данных скрытность лодки резко сокращается, и она подвергается рискам. Удастся ли решить поставленную задачу, и как это будет сделано – не уточняется. Возможно, найдены какие-либо решения, позволяющие подводным лодкам обмениваться данными, но не рисковать скрытностью и безопасностью.

В области вооружений пятое поколение будет представлять собой логическое продолжение предыдущих. Предлагается строить ракетные подводные крейсера стратегического назначения с баллистическими ракетами, а также многоцелевые лодки с крылатыми ракетами. При этом следует ожидать рост характеристик вооружения и внедрение принципиально новых образцов. Уже полученные результаты в деле развития ракетных вооружений позволят отказаться от концепции чисто торпедной подлодки. Даже имея лишь торпедные аппараты, корабль сможет применять как торпеды, так и ракеты.

Таким образом, новое пятое поколение подводных лодок вполне способно оказаться прорывным. Переходы между предыдущими поколениями осуществлялись не слишком резко – с постепенным внедрением новых решений и технологий. Подлодки ожидаемого пятого поколения могут иметь массу отличий от современных образцов, в том числе и на уровне концепций. Впрочем, пока не стоит переоценивать субмарины будущего. Вполне возможен другой вариант развития событий, при котором отличия четвертого и пятого поколения не будут кардинальными.

Поколение «Хаски»

Несколько лет назад командование ВМФ России и представители судостроительной промышленности раскрыли часть своих планов по дальнейшему развитию подводного флота. Стало известно, что перспективные лодки пятого поколения будут строиться только после 2030 года. При этом планировалось разрабатывать новые проекты всех основных классов. В пятом поколении должны были сохраниться как атомные, так и дизель-электрические либо неатомные подлодки.

Из последующих сообщений стало ясно, что тридцатые годы станут периодом поступления новых подлодок на службу, а разработка перспективных проектов должна стартовать в ближайшем будущем. По разным оценкам, первые проекты такого рода должны быть созданы уже к середине двадцатых годов. Вторая половина десятилетия уйдет на строительство и испытания перспективных кораблей. Соответственно, к 2030 году можно будет определить дату сдачи первых подлодок новых типов.

К настоящему времени стало известно, что Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» приступило к проработке облика перспективной атомной подлодки пятого поколения. Пока проект носит рабочее название «Хаски». Аванпроект такой лодки выполнили в конце 2017 года и тогда же представили командованию военно-морского флота. В мае 2018-го руководство Объединенной судостроительной корпорации объявило о завершении проектирования. На тот момент велась проработка тактико-технических характеристики будущего корабля.

По всей видимости, на дальнейшие работы по теме «Хаски» уйдет еще несколько лет. Достаточно давно было объявлено, что головной корабль этого проекта заложат в 2023-24 годах, и с тех пор эту информацию не обновляли. Это говорит о том, что новый проект еще не готов к запуску строительства, но через несколько лет ситуация изменится. К середине двадцатых годов стартует строительство, а в начале следующего десятилетия флот сможет ввести подлодку в строй.

Необходимо отметить, что проект «Хаски» предусматривает строительство только атомных подводных лодок. Ранее упоминалось, что в российском пятом поколении будут присутствовать и неатомные субмарины, но новые сведения на этот счет пока не поступали. Дальнейшее развитие неатомных подлодок столкнулось с известными проблемами, и будущее этого направления пока остается неопределенным.

Новые идеи для новых проектов

Как стало известно к настоящему времени, в перспективном проекте АПЛ «Хаски» будут использованы едва ли не все оригинальные идеи, предлагаемые для пятого поколения. К примеру, предлагается применять модульную архитектуру, обеспечивающую применение разного вооружения на общей платформе. За счет этого можно будет разработать сразу две лодки с разными боевыми задачами.

Упоминалось, что подлодки «Хаски» будут компактнее существующих «Ясеней»; полное водоизмещение достигнет 12 тыс.т. Будет использоваться двухкорпусная схема с модульным подходом к оснащению корпусов. В конструкции планируется использовать современные композиционные материалы и перспективные устройства. Корпус нового типа должен обеспечить существенное сокращение физических полей и, соответственно, заметность для средств обнаружения противника. За счет новых материалов, технологий и компонентов срок службы АПЛ может быть доведен до 50 лет.

На базе общей платформы предлагается строить два варианта АПЛ с разным вооружением и отличающимися боевыми задачами. Корабль первого типа будет предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника, прежде всего вооруженных баллистическими ракетами. Такая лодка будет нести торпеды и противолодочные ракеты. Возможно, все вооружение будет использоваться со стандартными торпедными аппаратами, как на некоторых современных подлодках.

Вторая версия АЛП «Хаски» будет нести ракетное вооружение, предназначенное для поражения надводных и береговых целей. Ранее неоднократно упоминалось, что такие корабли будут вооружены перспективными гиперзвуковыми противокорабельными ракетами «Циркон». Также не исключается применение изделий «Калибр» и «Оникс». Доступные данные о вооружении и задачах таких лодок позволяют предполагать, что они также будут отличаться от «противолодочных» подлодок составом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

В средней перспективе планируется строить сразу два варианта атомных подлодок семейства «Хаски». Однако до сих пор не уточнялось, к какой из версий проекта будет принадлежать головной корабль, планируемый к закладке в 2023-24 годах. Также остается нераскрытой тема дальнейшего строительства головного корабля второй модификации. Можно предположить, что эта подлодка будет строиться во второй половине двадцатых годов и поступит на службу в начале тридцатых, немного позже первой.

Строительство серийных подлодок «Хаски» двух модификаций является делом отдаленного будущего. По очевидным причинам, планы на серию можно будет формировать только в следующем десятилетии. Для их составления необходимо завершить разработку проекта и определить требования финансового, производственного и иного характера. Поэтому в ближайшие годы министерство обороны вряд ли сможет назвать сроки и объемы строительства полноценной серии перспективных АПЛ пятого поколения.

Дела будущего

В настоящее время российская судостроительная промышленность реализует несколько крупных заказов на строительство современных атомных и дизель-электрических подводных лодок целого ряда проекта. Эти подлодки, способные нести крылатые и баллистические ракеты, а также торпеды и мины, относятся к четвертому послевоенному поколению. В рамках четвертого поколения были получены высокие тактико-технические характеристики и требуемые возможности.

Развитие подводного флота должно продолжаться, и уже сейчас ведутся работы по созданию совершенно нового поколения подводных лодок. Определены основные требования к таким кораблям и ведется проектирование. В течение нескольких следующих лет эта стадия работ будет завершена, после чего стартует строительство первой подлодки принципиально нового типа. Все это позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. Подводные силы российского ВМФ обновляются. В будущем эти процессы не остановятся и приведут к новым примечательным результатам.

По материалам сайтов:
https://tass.ru/
https://tvzvezda.ru/
https://ria.ru/
https://rg.ru/
http://arms-expo.ru/
http://bastion-karpenko.ru/
https://globalsecurity.org/

В среду на вооружение Военно-морского флота РФ поступила дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород» проекта 636.3 «Варшавянка». Торжественная церемония прошла на петербургском предприятии «Адмиралтейские верфи» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию).

Проект 636.3 — это продолжение советских проектов 636 и 877 «Палтус». Своё название «Варшавянка» получила в 1970-е годы. Проект разрабатывали для экспорта продукции в страны — участницы Организации Варшавского договора.

«Великий Новгород» — пятая из шести субмарин проекта «Варшавянка», которую получил ВМФ. До конца осени должна быть сдана в эксплуатацию лодка «Колпино». Ранее в распоряжение ВМФ поступили дизель-электрические подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол» и «Краснодар». Все шесть подлодок войдут в состав Черноморского флота.

Бесшумная угроза

Все субмарины отличаются относительно небольшими габаритами. Длина подлодок составляет около 74 м, ширина — 10 м, водоизмещение не превышает четырёх тысяч тонн. Для сравнения: атомные подлодки проекта 955 «Борей» почти на 100 метров длиннее. Экипаж субмарин — 52 человека (у проекта 955 — 107), автономность плавания — 45 суток против 90 суток у «Борея».

Главное достоинство «Варшавянки» — это бесшумность. За это качество моряки НАТО прозвали российские дизель-электрические подлодки «чёрной дырой». Бесшумность определяется не столько компактными размерами, сколько «начинкой» субмарины, и прежде всего — работой силовых агрегатов и оборудования.

Чем меньше судно издаёт шума, тем незаметнее оно для локационного оборудования противника. Какие технологические решения в сфере звукопоглощения используются при конструировании подлодок — военная тайна. «Варшавянка» способна не только прятаться от противника, но и наносить мощнейший удар с помощью интегрированной ракетной системы «Калибр». Кроме того, подлодки оснащены шестью торпедными аппаратами калибром 533 мм.

Согласно тактико-техническим характеристикам, «Варшавянка» может поражать береговые цели, надводные и подводные корабли. О боевых способностях проекта можно судить по подлодке «Ростов-на-Дону». В ноябре и декабре 2015 года субмарина совершила два групповых пуска крылатых ракет «Калибр-ПЛ» из подводного положения в акватории Средиземного моря. По информации Минобороны, ракеты успешно поразили объекты «Исламского государства»* на территории Сирии. Это были первые в истории российского ВМФ боевые пуски ракет из подводного положения по реальному противнику.

«Варшавянка» относится к третьему поколению подлодок. Благодаря двум дизель-генераторам субмарина развивает под водой скорость до 37 км/ч. Также проект оснащён новейшей электроникой, навигационным и акустическим комплексами.

Атомный флот не уходит в прошлое

По состоянию на 2016 год в состав ВМФ входят около 70 подводных кораблей (включая атомные станции), из которых только семь (не считая «Колпино») дизель-электрические. Но в ближайшие годы для Тихоокеанского флота на российских вервях должны быть построены ещё шесть субмарин «Варшавянка». Выбор в пользу неатомных субмарин определяется несколькими факторами. Помимо бесшумности, они более манёвренные, неприхотливые и не требуют значительных финансовых затрат по сравнению с кораблями, работающими на компактных ядерных реакторах.

Также дизель-электрические подлодки способны эффективно выполнять тактические задачи в неглубоких Чёрном, Средиземном и Японском морях. «Огромные атомные подводные лодки будут, как кашалот в луже. Для этого театра военных действий как раз и нужны дизель-электрические субмарины. Они малошумные и благодаря «Калибрам» могут накрывать окружающее пространство на 2,5 тыс. километров», — пояснил RT военный эксперт Дмитрий Литовкин.

Главная мощь подводного флота РФ сосредоточена вблизи арктических рубежей России. Группировка в Северном Ледовитом океане была сформирована более полувека назад для выполнения в первую очередь стратегических задач. Основу Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подлодки, базирующиеся в Североморске и Северодвинске.

«Атомный флот не уходит в прошлое. Он у нас стратегический и решает задачи на дальних театрах: в Атлантике и Тихом океане, — отметил Литовкин. — Именно поэтому в России две базы атомного флота: на северо-западе и Камчатке. Он необходим для контроля океанских просторов и нанесения ударов баллистическими ракетами, оснащёнными в том числе ядерными боеголовками. Также атомный флот нужен для поражения крупных надводных сил противника. Он держит западный флот подальше от наших берегов».

Подлодка будущего

Будущее российского флота связано с разработкой субмарин пятого поколения. Флагманом на научно-техническом поприще в России является расположенный в Петербурге ЦКБ «Рубин». По словам генерального директора КБ Игоря Вильнита, новое поколение субмарин будет обладать существенно меньшими габаритами, но иметь несколько большую скорость.

«Все создатели и эксплуатирующие организации абсолютно всех стран стремятся к уменьшению габаритов подводных кораблей. Это связано с минимизацией затрат на их создание, а также с тем, что физические поля таких подлодок существенно отличаются в лучшую сторону. Напротив, чем меньше корабль, выполняющий определённые функции, тем лучше», — заявил Вильнит в сентябрьском интервью агентству ТАСС.

Одним из решений, которое повысит функциональность российских подводных лодок и будет использоваться в ходе реализации проектов пятого поколения, станет анаэробная установка, или воздухонезависимый двигатель. Его разработкой занимается ЦКБ «Рубин». Это позволит субмарине не всплывать на поверхность, чтобы пополнить заряд. Петербургское КБ создаёт анаэробную установку на основе электрохимического генератора.

Новейшие технологические решения должны найти своё воплощение в проекте «Хаски» — подводной лодке пятого поколения. Пока проект существует только в виде предварительных расчётов. Эскиз будет представлен публике в 2018 году. Подлодку оснастят гиперзвуковыми крылатыми ракетами «Циркон», которые вскоре начнут поступать в войска.

*«Исламское государство» — террористическая группировка, запрещённая в России

Алексей Заквасин